krasnoyarsk-news » Новости криптовалют » Как правильно организовать профориентацию и кому она нужна на самом деле | РБК Тренды

Как правильно организовать профориентацию и кому она нужна на самом деле | РБК Тренды

Об экспертах:

  • Анастасия Екушевская, академический директор онлайн-школы для детей и подростков Skysmart;
  • Екатерина Мурашова, семейный психолог и автор бестселлеров «Класс коррекции» и «Любить или воспитывать», приглашенный эксперт Skysmart.

Современный тренд на смену профессий говорит не только о том, что меняется рынок труда, но и о том, что многие люди не очень хорошо понимают область своих интересов и склонность к той или иной деятельности. В таких случаях на помощь приходит профориентация, но не всегда ее проводят грамотно. Особенно чувствительно это ощущается при профориентации детей. Родителю и школе, прежде чем тестировать ребенка и тем более намечать профессиональную траекторию, нужно понимать специфику возраста, личные качества и потребности детей. Если в возрасте семи лет ребенок готов заниматься самыми разными делами (от рисования до программирования), сужать его кругозор, толкать в одном направлении не стоит. А вот для подростка профориентация может стать той опорой, которую он часто не может найти внутри себя в этот сложный переходный период. Как подходить к профориентации школьников и чему нужно учить в мире, где постоянно появляются новые профессии?

Точка зрения родителя

Родители хотят для своего ребенка найти сферу, в которой ему будет интересно и комфортно и в которой он сможет профессионально состояться. И это закономерно и понятно. По словам Анастасии Екушевской, взрослые люди, понимая, как сложно найти себя в профессиональной сфере, хотят оградить ребенка от этих трудностей и упростить процесс выбора. Это действительно важная цель профориентации, особенно в подростковом возрасте. Но в таком подходе есть и опасность: желание увидеть ребенка успешным, реализованным и счастливым может привести к тому, что родитель делает выбор за ребенка, намечая ему «лучшее» направление.

Анастасия Екушевская

«Иногда мы стремимся запрограммировать будущее ребенка так, чтобы оно соответствовало нашим представлениям о правильной жизни. Важно помнить, что реальная профориентация — это помощь ребенку в узнавании и понимании себя, а не возможность выбрать подходящую профессию».

Эффективность профориентации зависит от того, насколько выполняется ее главная цель — выяснить, что ребенку интересно, что ему подходит и где он сможет лучшим образом реализовать свой потенциал.

Родители по-разному подходят к знакомству ребенка с миром работы. Для одних важно показать детям профессии будущего, которые кажутся перспективными и выбор которых позволит чувствовать себя устойчивее в стремительно меняющемся мире. Кто-то доверяет интуиции своих детей и их способности самим делать выбор, основываясь на своих интересах. Некоторые родители верят в классические профессии, которые «всегда будут востребованы». Сами по себе профессии нельзя оценить как плохие или хорошие, подходящие или неподходящие. Как отмечает Анастасия Екушевская, «главное — чтобы выбор был осознанным, а не диктовался страхами или стереотипами».

Профориентация — это психологические методы, с помощью которых ребенок может погрузиться в мир своих интересов, способностей и страстей. Это не быстрое тестирование и точно не «гадание на кофейной гуще», а процесс самопознания. Не стоит ожидать от профориентации подробных (вплоть до размера зарплаты) карьерных советов и руководства к действию. Чего ожидать стоит — так это ребенка, осознавшего свои сильные стороны и готового развиваться в том, что ему интересно.

Анастасия Екушевская

«Родители обычно ожидают конкретных рекомендаций и готового ответа, но на практике чаще получают более вдохновленного и мотивированного ребенка, который хочет искать, пробовать, рисковать. И это замечательно! Ведь истинное обучение и развитие происходят через опыт, а не через готовые решения».

Экономика образования Что ждет сферу образования в будущем: ИИ как карьерный компас

Точка зрения подростка

Обычно профориентация начинается в средней школе. В это время от ребенка уже ждут определенности — в обозримом будущем экзамены с выбором предметов. И именно в этот период ребенок может удивлять родителей и учителей переменами в своем поведении, закрытостью и эмоциональной неустойчивостью. Хорошо, что люди постепенно перестают списывать эти проявления на плохой характер и бунтарские настроения.

За последние десятки лет проведено множество важных исследований, которые показали, что изменения в поведении подростков носят биологический характер. В это время тело ребенка меняется. И самое главное — развивается его мозг. Не углубляясь в физиологические подробности, можно отметить несколько важных пунктов.

Например, исследования показывают, что у подростков быстрее развиваются области мозга, которые отвечают за вознаграждение. Поэтому ребенок в этом возрасте особенно ярко воспринимает похвалу и поощрение. А области мозга, связанные с самоконтролем, развиваются медленнее. Подростку сложнее контролировать свое поведение, оценивать последствия поступков. Кроме того, в подростковом возрасте наблюдаются сильные перепады уровня нейромедиаторов и гормонов, таких как серотонин, гамма-аминомасляная кислота и кортизол. Этим объясняется резкая смена настроений.

А результатом одного из экспериментов, по словам Екатерины Мурашовой, стало понимание того, что подростки под воздействием сильных эмоциональных стимулов (например, гнева) практически не могут здраво рассуждать. Поэтому агрессивная подача может полностью отключить способность ребенка услышать и понять взрослого.

Биологическая программа, заложенная природой в подростковый возраст, определяет и поведение детей, вызывающее часто недоумение взрослых. Стремление подростка найти «своих», потребность в группировании, как и закрытость, дистанцированность от семьи, — признаки одних процессов. Подросток, по словам Екатерины Мурашовой, зациклен на своих переживаниях. Происходит это не столько из-за феноменальной сложности внутреннего мира ребенка, сколько из-за неумения понимать и объяснять себе свои чувства. Отсюда и кризис идентичности: невозможность осознать особенности своей личности.

Екатерина Мурашова

«Поэтому подростки часто не могут смотреть по сторонам. А если размышляют о других людях, то это в основном мысли в духе: «Интересно, что они обо мне думают».

Подростки учатся реагировать на эмоциональные события, размышляют о чувствах и определяют свои желания и предпочтения. И без того высокая нагрузка на психику ребенка сочетается с внешними стрессами: школьная успеваемость, дисциплина, необходимость раннего выбора специализации. Одним из общественных заблуждений, по мнению Екатерины Мурашовой, является представление, что «подростковые годы определяют всю жизнь». Иллюзия, которую поддерживают родители, приводит к тому, что дети «невротизируются» и это точно не позволит пройти подростковый период плавно и найти подходящую для себя профессиональную сферу.

Именно в этом случае профориентацию используют как инструмент поддержки и навигации подростка. Совместными усилиями родителя и школы возможно выявить склонности ребенка и направить их в русло, в котором возможно развиваться личностно и профессионально.

По такой модели строится недавно открытый основателями Skyeng IT-колледж в Чебоксарах. В нем создана особая учебная среда, которая позволяет вовремя выявить и развить необходимые для современного рынка труда навыки и личностные качества.

  1. В колледж принимают исходя из предрасположенности учеников к IT-сфере. Для этого кандидаты пишут мотивационное письмо, проходят тесты и собеседования.
  2. Образование делают практико-ориентированным. Полученные знания студенты учатся применять на конкретных задачах, которые можно встретить в работе.
  3. Помимо знаний по специальности студенты развивают soft skills: планирование проектов, работа в команде, знание основ корпоративной культуры, умение находить или задавать тренды в IT-сфере.
  4. Ученики пробуют себя в разных ролях. Вариативность проектов позволяет точнее понять собственные предпочтения, ориентироваться на рынке труда.

Без такой работы не всегда получается раскрыть интересы подростка. Часто призвание ребенка к той или иной сфере не формулируется и может остаться неизвестным вплоть до университета. Например, увлеченность ребенка технологиями может существовать на уровне повседневных развлечений в смартфоне или стать основой для профессии в сфере разработки игр.

По словам Анастасии Екушевской, изменения в образовании ведут к тому, что время от рождения до первой заработной платы будет сокращаться, а время от рождения до «профессии, с которой я свяжу свою жизнь», увеличится. Рост востребованности и качества СПО (среднего профессионального образования) позволяет начать работать на 2–3 года раньше. На то же направлены и различные онлайн-курсы. Вузы в таком случае сохранят эксклюзивность образования: это станет высокой ступенью, к которой человек может подойти уже осознанно.

Экономика образования Почему профориентация не работает и какой она должна быть

Кто должен отвечать за профориентацию

Образование — достаточно инертная и неподвижная система. Школа не успевает за происходящими переменами в мышлении человека, способах поиска и обработки информации. Обучение по единой шаблонной программе не отвечает современному фокусу на неповторимость личности ребенка, что провоцирует и масштабный рост онлайн-образования.

Индивидуализированный подход позволяет сосредоточиться на успехе и ошибках конкретного ученика. Проанализировать, какая тема усвоена лучше или хуже.

Опора на личные интересы ребенка, особенности его восприятия информации, его сильные и слабые стороны позволяют создать персональную траекторию обучения. К сожалению, школа не всегда может предоставить индивидуализированный подход. И заказчиком профориентации, конечно, выступает родитель.

Важно, чтобы ребенку вне зависимости от места учебы позволяли открывать и развивать интересы, делать самостоятельный выбор и при этом не требовали неизменности этого выбора. Такой подход — основа профориентации, которая в связке с практико-ориентированным знанием и развитием soft skills позволит ребенку подготовиться к особенностям современного, очень динамичного рынка труда.

После 18 лет, если человек осознает неточность своих выборов, основным заказчиком профориентации становится он сам. И конечно, нет причин считать, что время уже потеряно. Практически каждая онлайн-школа предлагает свой курс профориентации, который позволяет уже во взрослом возрасте выявить и развить свои интересы и особенности.

Экономика образования Какие ошибки допускают родители при профориентации ребенка

Как профориентировать на постоянно меняющемся рынке

Мир не планирует замедляться, поэтому все наши идеи о будущих профессиях для ребенка остаются догадками. Это не значит, что профориентация бессильна в динамичном мире. Есть набор навыков и междисциплинарных компетенций, которые дадут в будущем конкурентное преимущество независимо от конкретной специальности. Одними из самых востребованных навыков останутся «четыре К»: коммуникация, кооперация, креативность и критическое мышление.

Другие новости

Почему «экологичные» трубочки для напитков не лучше

Почему «экологичные» трубочки для напитков не лучше пластиковых | РБК Тренды

А в чем тренд? В рекламе соломинки для питья из бумаги и бамбука часто преподносят как более экологичные по сравнению...

ОДКБ: что это, расшифровка, страны, задачи и цели | РБК

ОДКБ: что это, расшифровка, страны, задачи и цели | РБК Тренды

Содержание: Что такое ОДКБ История ОДКБ Страны ОДКБ Кто вышел Что такое ОДКБ, расшифровка ОДКБ — это региональная...

Новая космическая гонка за доступ к производству на орбите

Новая космическая гонка за доступ к производству на орбите Земли | РБК Тренды

А в чем тренд? До сих пор публичными лицами новой космической гонки были миллиардеры Джефф Безос, Ричард Брэнсон и...

menu person
menu