Вопрос о необходимости предъявления паспорта при возврате товара является довольно спорным. С одной стороны, ряд продавцов настаивает на этом требовании, с другой — покупатели считают, что это нарушение их прав. В этом материале рассмотрим актуальные законодательные нормы и свежие судебные решения, касающиеся данной проблемы в 2025 году, сообщает Дзен-канал "«Ваше Право» — простые ответы на сложные вопросы. Юридические лайфхаки.".
Что говорит закон о возврате?
Возврат товаров регулируется Законом РФ № 2300-1 «О защите прав потребителей» (ЗоЗПП) и Гражданским кодексом. Основные основания для возврата делятся на две категории:
- Возврат товаров ненадлежащего качества: это касается случаев, когда товар имеет производственный брак, дефекты или не соответствует заявленным характеристикам. Срок обращения составляет до двух лет.
- Возврат товаров надлежащего качества: покупатель может вернуть товар, если он не подошел по размеру, цвету или фасону, в течение 14 дней, при условии сохранения товарного вида.
Необходимость паспорта при возврате
Согласно законодательству, паспорт не является обязательным документом для возврата товара. Этот факт подтвердили как Роспотребнадзор, так и суды. Однако, согласно указанию Центробанка России, продавцы должны идентифицировать личность покупателя при выполнении операций, связанных с возвратом наличных. Таким образом, требование паспорта действительно может быть законным, но только если речь идет о возврате наличных и если операция не проводится в день покупки.
Стратегии возврата без паспорта
Если покупатель оказался без паспорта и столкнулся с отказом в возврате, существует несколько рекомендаций:
- Предложите другие документы: временное удостоверение личности или заграничный паспорт могут быть использованы в качестве альтернативы. Обычные документы, такие как водительское удостоверение, в этом случае не подойдут.
- Наставьте на безналичном возврате: если оплата была осуществлена картой, возврат должен производиться также на карту, и паспорт не потребуется.
Кроме того, если продавец отказывает без достаточных оснований, рекомендуется составить письменную претензию и, при необходимости, обратиться в Роспотребнадзор или даже в суд.