Исполнилось полвека с момента перекрытия реки Енисей в створе СШГЭС
11 октября 1975 года в 10:00, после доклада начальника строительства станции Станислава Садовского, была дана команда о перекрытии реки Енисей.
Как рассказали в пресс-службе филиала ПАО "РусГидро", первым самосвалом с камнем управлял шофёр-передовик Илья Кожура. Рядом сидел почётный гость строящейся станции космонавт Георгий Береговой. Многотонные самосвалы сменяли друг друга и через три часа Енисей был перекрыт.
Перекрытие Енисея в Карловом створе на месте будущей Саяно-Шушенской ГЭС, согласно взятому обязательству, состоялось на 4 дня раньше намеченного срока.
До 1961 года на месте Саяно-Шушенской ГЭС была непроходимая тайга. Осенью 1961 года отряд изыскателей института Ленгидропроект во главе с Петром Васильевичем Ерашовым прибыл в горняцкий поселок Майна. В условиях суровой зимы и последующего бездорожья предстояло обследовать 3 конкурирующих створа. В разгар работ численный состав изыскателей достигал 600 человек, и уже в июле 1962 г. экспертная комиссия, возглавляемая академиком Беляковым, смогла по материалам изысканий выбрать окончательный вариант - Карловский створ. В 20 км ниже по течению было намечено строительство спутника Саяно-Шушенской - контррегулирующей Майнской ГЭС.
Проект уникальной арочно-гравитационной плотины СШ ГЭС был разработан Ленинградским отделением института «Гидропроект». Создание плотины такого типа в условиях широкого створа Енисея и сурового климата Сибири не имело аналогов в мире.