2025 год стал важным этапом для российской автомобильной отрасли, ознаменовавшимся коренными изменениями в экспортных потоках. В условиях жестких западных санкций, производители сместили фокус на страны Азии, Африки и Ближнего Востока, пытаясь упрочить свои позиции на новых рынках. Разберемся, какие автомобили пользуются спросом за пределами России и какие трудности все еще преподносят сюрпризы, сообщает Дзен-канал "КОМЕРС".
Ключевые направления экспорта
За прошедшие два года товарооборот автомобилей значительно изменился. В 2025 году наиболее заметные направления экспорта выглядят следующим образом:
- Китай – 45% от общего объема поставок (в основном Lada, UAZ и Moskvich);
- Страны Ближнего Востока – 25% (ОАЭ, Иран, Египет);
- Африка – 15% (Алжир, Эфиопия, Нигерия);
- Латинская Америка – 10% (Венесуэла, Никарагуа);
- СНГ – 5% (Казахстан, Беларусь, Узбекистан).
Топ экспортируемых моделей
Неудивительно, что среди наиболее востребованных моделей выделяются:
Сложности и конкурентные вызовы
Несмотря на положительные изменения в экспорте, остаются значительные трудности. Первостепенная проблема заключается в острейшей конкуренции с китайскими производителями, которые предлагают более современные и доступные автомобили. Так, в Алжире Lada Granta стоит около 1,8 млн рублей, тогда как аналогичный китайский Changan Eado обойдется в 1,6 млн.
Дополнительные преграды возникают в логистической сфере: доставка автомобилей в Африку обходится в 200–300 тыс. рублей за одну единицу, что значительно увеличивает стоимость. Также расчет в юанях и рублях усложняет взаимодействие с партнерами.
Вопросы качества и безопасности также требуют внимания, поскольку российские модели не всегда соответствуют международным стандартам. Без улучшения качества и завоевания доверия потребителей трудно рассчитывать на устойчивый успех на новых рынках.