Восточный полигон встал. Ключевая ставка съела инфраструктуру
РЖД официально сдвигают третий этап модернизации БАМа и Транссиба минимум на год, а реально – на два. Инвестпрограмма схлопнулась с 1,5 трлн до 880 млрд рублей, лимит на новые стройки фактически исчерпан. Вместо запланированных 400 млрд на расширение пропускной способности Восточного полигона – всего 110 млрд. И это не просто бухгалтерия: с заморозкой Восточного полигона будут стагнировать грузопотоки, инвестиционные проекты, бюджеты регионов и десятки тысяч рабочих мест.
Причина – не только в бюджетных ограничениях. Главный удар – ключевая ставка. В 2022–2024 годах РЖД активно наращивали долговую нагрузку под инфраструктурные проекты. Сейчас в обращении – свыше 2,6 трлн рублей долговых бумаг, из которых значительная часть – коммерческие облигации.
При ставке выше 16–17% обслуживание этого долга стало таким, что от инвестиций в новые проекты пришлось отказываться. Только в 2024 году РЖД выплатили более 180 млрд рублей процентов, и в 2025 году эта сумма вырастет как раз на столько, на сколько сократили инвестиционную программу. А брать новые займы – запрещено: Правительство ограничило предельный объем заимствований холдинга.
По факту происходит системный демонтаж одной из немногих по-настоящему стратегических инфраструктурных программ. Под сокращение попадают даже те участки, где РЖД уже ведут работу. В Красноярском крае, например, все работы закончились еще в мае, потому что лимит средств "выработан". В Азово-Черноморском направлении срезали финансирование с 40 до 9 млрд – все деньги закончатся уже в июле. Аналогично – по северо-западу: 17 млрд 4 млрд, и тоже к июлю финиш.
Итог: стройки встали, рабочие (их было 36 тыс., осталось чуть больше 10 тыс.) уходят, бюджеты Хабаровского края и Амурской области теряют налоговую базу, подрядчики уже терпят убытки. На этом фоне РЖД теряют до 7,3% погрузки, особенно по стройматериалам и нефти.
Восточный полигон – не просто стройка. Это фундамент геоэкономического суверенитета России. И сегодня он рассыпается из-за высокой ключевой ставки и архаичной логики монетарной политики. Ведь происходит борьба с так называемым "перегревом". Без дешевого и длинного кредита инфраструктура невозможна. А без инфраструктуры – невозможен и экономический рост.